ПУБЛИКАЦИИ

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Днесь спасения нашего главизна…». Такими словами начинается тропарь сегодняшнего праздника – Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня начало нашего спасения, потому как Дева Мария приняла слова Архангела Гавриила о том, что она станет матерью Самого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Она говорит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему…». Эти слова, произнесённые почти две тысячи лет тому назад, стали залогом спасения человечества. «Я – раба Господня…» – вот что сказала она, и это означало: Я не имею Своей воли, Я не желаю жить по Своей воле, Я хочу, чтобы во Мне пребывала и действовала только одна Воля – спасительная и любящая Воля Божия. В этих словах было сугубое смирение Пресвятой Богородицы, покорность Её воле Божией. Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском же языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. Богородица имела глубокую веру в Бога, и доверилась Его промыслу о Ней. Даже не зная мужа, Она не поколебалась в вере, что может зачать от Святого Духа, приняв слова Архангела с великим смирением.
Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу.
Пресвятая Богородица являет нам пример доверия промыслу Божию о каждом из нас, непоколебимости в вере, любви и смирения, которое возводит нас на Небеса. Недаром Христос говорит нам во Святом Евангелии: «Научитесь от Меня, яко Кроток и Смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29).
Но, как часто нам с вами в этой скорбной, земной жизни недостаёт такого устроения смиренной кротости и покорности воле Божией! Как часто мы с вами ропщем на те или иные обстоятельства, которые подобно огромным и страшным волнам житейского моря погружают нас в великие страдания и переживания. И часто в подобные моменты срываются с уст наших такие слова: «За что, Господи? За какие грехи Ты посылаешь то и другое?..» Как недостаёт нам в эти мгновения великой покорности воле Божией! Помрачается ум наш и сердце, и не даются нам слова смиренной молитвы Пресвятой Богородицы.
Но, Бог, как Милостивый и Человеколюбивый, не хотящий грешникам погибнуть, «но иже всем человекам хощет спастися, и в разум истины приити» (1Тим. 2:4), никогда насильно не порабощает волю человека. Спасение наше зависит только от обоюдного согласия Бога и человека. Именно в Благовещении мы видим предельное и окончательное уважение Бога к свободе творения. Бог ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему. Но, предоставляет человеку свободу выбора: быть с Ним или против Него. Произволение нашего сердца и устроение духовное, требует, чтобы мы ответили Ему словами Кроткой Божией Матери: «Се рабы Твои, Господи! Да будет нам по воле Твоей святой!» И тогда спасение совершается по обоюдному согласию Бога и человека и всякое преуспеяние производит в нас Господь.
В праздник Благовещения будем испытывать себя, отвечаем ли мы на зов Божий нашей жизнью по образу Божией Матери? Кротость и смирение помогут принять нам свой крест, войти в ныне отверстые врата рая, где Огненный Херувим уже не преграждает вход, но приглашает всех войти. Пропуском же являются слова Богородицы: «Да будет мне по слову Твоему».
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»
Аминь.
Иерей Николай Фурсов